Описание
Широкое распространение в обществе на рубеже веков приобрело направление так называемого «русского шансона». Для того чтобы представить себе разнообразие точек зрения и количество вопросов, занимающих аудиторию в этой связи, достаточно заглянуть на форум любого из тематических интернет-сайтов.
Так что же такое шансон? А тем более, направление «русского шансона»? Шансон – французское слово, означающее в переводе – песня. Шансонами во Франции вначале называли хоровые крестьянские песни, в отличие от романсов, имевшие письменное, литературно-поэтическое происхождение. Затем крестьяне, переселяющиеся в города, принесли с собой эту народную песенную культуру, а уличные и кафешантанные шансонье (т.е. «песняры» в прямом переводе) развили её. Лучшие песни фольклоризировались и создали городской песенный пласт. Они стали эхом народных проблем и чаяний, сохранили национальное своеобразие французской песни, в то время как эстрадное коммерчество пошло по пути массовой поп-культуры.
Французская песня трижды оказывала сильное влияние на русскую. В конце 18 и начале 19 века это было влияние романса. В конце 19-го и начале 20-го века песенки фривольного содержания, получившие название шансонеток, перекочевали со своей стилистикой в другие культуры, в том числе русскую. Здесь они постепенно скорреспондировались с русскими народными песнями городских окраин, «жестоким» романсом, особенно в цыганском исполнении, песенками одесских, питерских и иных куплетистов, ресторанной музыкой.
Пионеры русского шансона С. Сарматов, Ю. Убейко, ансамбль В. Гартевельда, квартет «Сибирских бродяг» А. Гирняка и Т. Строганова, Я. Ядов, М. Ямпольский, Л. Утёсов, А. Баянова. Существовал тогда так называемый босяцкий, или «рваный», жанр, позже запрещённый в 20-30-х годах.
С 30-х годов русский шансон развивался у нас в «подполье» и за рубежом, среди эмигрантов. Начиная с 1957 года, когда на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве блеснул своими песнями Ив Монтан, началось влияние мирового шансона на советскую эстрадную, бардовскую и «подпольную» песню: М. Бернес и Ж. Татлян; барды Е. Агранович, А. Галич и В. Высоцкий, Ю. Ким, А. Городницкий, А. Дулов и другие; «подпольщики»: А. Северный и К. Беляев, ансамбль «Братья Жемчужные», «Магаданцы», «Обертон»... Ещё ряд других авторов и исполнителей при содействии звукооператоров-энтузиастов создали предпосылки для становления в 80-90-х годах хорошо нам известного нового русского шансона.
Думаю, что люди, поющие шансон, отличаются от других исполнителей в мелодическом строении, в подходе к словам своих песен. В русском шансоне выливается миру русский дух, его менталитет. Песни в стиле «шансон» недостаточно просто слушать – их надо понять. Он усиливает ощущения человека. Это песни про жизнь, отражение реальности сегодняшнего дня.
Многие под термином «шансон» ошибочно подразумевают только «блатную» песню и тему. Такие люди среди сторонников шансона подчёркивают, что «блатная песня – это часть нашего национального достояния». Противники сетуют на то, что популярность блатной песни – знак криминализации общества, падения нравов; шутники уверяют, что такие песни провоцируют потребление алкоголя.
На самом деле, одна из составляющих шансона – песни о неволе, тюрьме и зоне, т.е. о людях, лишённых свободы. Даже существует понятие «блатная романтика». Но в настоящих блатных песнях этой самой романтики, как ни странно, нет. Основные темы – предательство друга (пример – песня М. Круга «Роза»), измена любимой, смерть любви и жизнь на свободе, а не наоборот. Если человек, любящий блатные песни, потенциальный вор и убийца, то как же быть с Владимиром Высоцким, Александром Галичем, Леонидом Утёсовым, Юрием Никулиным, исполнявшими эти самые песни?
Также могу сказать, что нет исполнителей, которые всю жизнь пели бы только блатную песню. Меняется эпоха, другой тип и условия жизни, другая музыкальная и поэтическая стилистика, другая аудитория… Например, М.З. Шуфутинский стал популя