Описание
Как известно, наиболее тяжёлыми как для воспроизведения режиссёром, так и для восприятия зрителем, являются именно исторические события. Ведь история любит точность. И порой очень трудно автору, в некотором роде художнику и творцу, не отойти от уже намеченной временем канвы и не углубиться в собственные фантазии, порождённые бурным режиссёрским воображением.
Что касается фильма «300 спартанцев», зрителю, к несчастью, не оговаривают вовсе, что снималась картина не на основе исторических событий – знаменитой битвы при Фермопилах в 5 веке до н.э. - а по комиксу небезызвестного Френка Миллера (Город Грехов). Именно отсюда и стоит начать. На этот фильм ни в коем случае нельзя идти с надеждой на достоверное прочтение исторических событий, произошедших энное количество веков назад на славной греческой земле. Скорее поход в кино на фильм такого сорта стоит рассматривать как развлечение, замечательные спецэффекты в смеси с неплохой игрой актёров и безмерной патетикой.
Итак, царь Спарты, воинственный силач Леонид, отправляется вместе с отборными войнами в количестве 300 человек в горное ущелье, надеясь благодаря своей силе, выносливости и истинному патриотическому духу остановить несметную армию персидского царя Ксеркса, который, следуя примеру своего отца царя Дария, всеми силами пытается захватить власть в свободной Греции. В то же время в Спарте остаётся возлюбленная жена Леонида, она же царица, и его малолетний наследник. Советник Леонида, равно как и оракулы, подкуплены персами. Ксеркс надеется захватить власть не только вооружённым путём, но и исподволь – посредством воздействия своих сателлитов. А дальше – начинается кровавая бойня. Зак Снайдер в этом фильме практически все силы бросил на то, чтобы доказать зрителю, насколько прекрасны и благородны спартанцы, насколько развращены и низменны персы. Автор сознательно занимает позицию того, кто, на его взгляд, выглядит в свете оператора более выгодно, а именно, - спартанцев, славно погибших, защищая позиции на подступах к родному городу. Режиссёр сознательно завышает и без того немалое значение непоколебимого спартанского духа, воспитания каждого мальчика как война, используя, например, битву молодого Леонида с гигантским волком, наделённым почему-то красными глазами, или полное солнечное затмение, вызванное летящими стрелами персов, ни одна из которых так и не попала ни в одного из греческих воинов. Повышая роль спартанцев, Снайдер, очевидно, занижает роль персов. Ксеркс выглядит скорее как застенчивая девушка с накрашенными губами и с золотыми колечками в ушах, нежели чем великий и мужественный полководец, под правлением которого находится половина мира.
Примечательно то, что настроение фильма достаточно скорбно. Зрителю показывают только лишь войну, исключая мирные проявления Спарты. В общей сложности женщин, детей, поля пшеницы, всё то, ради чего, собственно, и стоит воевать, показывают минут пять. Остальные 115 минут фильма посвящены жестокой резне, показанной подчас замедленно, с разлетающимися во все стороны каплями персидской крови и частями тел. Особенный упор опять же делается на нечестные приёмы, используемые персами при ведении войны: слоны, страшный раб-мутант, бомбы по типу «греческий огонь», Хотя ничего подобного в то время ещё и не было. Особенное место в плеяде смертельного оружия занимает – внимание - боевой носорог! Гнетущую обстановку, призванную, видимо, вызвать в зрителе праведный трепет, создают и приглушённые мрачные краски, которые в основном использовались в кинематографе в советское время. Музыкальный ряд фильма вызывает смешанные чувства. С одной стороны, прекрасно вписывается хоровая музыка с упором на возвышенность и пафос. С другой - присутствуют элементы тяжёлых гитарных рифов, что смотрится абсолютно нелепо на фоне туник, копий и 5 в до н.э. в целом.
Другими словами, «300 спартанцев» получился весьма средним и посредственным фильмом. Его можно посмотреть в кино один лишь только раз только ради спецэффектов и, может, пламенных пафосных речей царя Леонида о свободе, равенстве и братстве. Хотя, наверное, найдутся и