МОЧАЛЕЙКА

  • Подписчики: 88 подписчиков
  • ID: 6136791
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club6136791

Описание

Из книги Гильдеева Н.А. «Татары Пензенского края». May. 15th, 2008 at 12:55 PM МОЯ МАЛАЯ РОДИНА-МОЧАЛЕЙКА. Среди татарских сел «Алты авыл» наиболее известна Мочалейка. Село это по своему географическому расположению и историческому значению занимало и занимает центральное место среди шести татарских сел. Все важнейшие события в жизни населения вышеуказанных татарских сел связано с Мочалейкой - здесь проходили базары, ярмарки и другие основные события «Алты авыл». Здесь работали волостное управление, отделение государственного банка, органы местной власти. Согласно историческим документам, эту деревню основали переселенцы из более северной Мочалейки Верхнеломовского уезда (которая сейчас относится к Вадинскому району), служилые татары и мурзы из Мочалейки Верхнеломовского уезда Бахтияровы, Бикяшевы, Девлеткильдеевы, Тактаровы, Тинчурины, Акмаевы. Кроме двух пензенских Мочалеек, есть еще как минимум четыре татаро-мишарские деревни с этим же корнем «Мочали» -Старомочалей и Новомочалей Пильненского района Нижегородской области, Мочали Дрожжановского района Республики Татарстан, Мочалеевка Похвистневского района Самарской области. Во всех из них живут «цокающие» мишари и только в Мочалейке Каменского района татары «чокают». Видимо, после основания деревни «цока¬ющими» выходцами из «цокающей» Мочалейки сюда подселилось много «чокающих» мишарей. В результате в речи жителей «цоканье» пропало. В народе существует несколько легенд о начальной истории села. По утверждению местных старожилов, селу насчитывается семьсот лет. Одна из этих легенд утверждает, что на этих землях занимались землепашеством и жили наши предки испокон веков. А название села произошло от названия речки «Мочалка», на берегах которой оно расположено. В свою очередь, название речки «Мочалка» произошло от слова «Мочага». Слово мочага означает «влажное место, низменный луг, место выхода ключевых вод». Жители Мочалейки хорошо знают, как много ключей на реке Мочалка. Другая версия утверждает, что на берегах реки Мочалка были дремучие леса, где росли вековые дубы, клены, липы и другие породы деревьев. Местные жители из коры липы готовили мочалки для продажи. Поэтому речку, на берегу которой готовили много мочалок, тоже назвали «Мочалка». Есть другая версия об основании села Мочалейки и других татарских сел. Согласно ей земли, принадлежащие шести татарским селам, были пожалованы служилому татарину Арслану Палкаеву, который переселил в эти места несколько семей из деревни Мочали (Мочалейка) Керенского уезда (ныне Вадинского района Пензенской области). На новом месте переселенцы образовали новый населенный пункт и назвали его в память своей деревни «Мочали» (Мочалейка). Местные татары и в настоящее время называют «Мочали», а не Мочалейка. Вероятно, русские чиновники в официальных документах имя «Мочали» переиначили на свой лад, т.е. назвали «Мочалейка». В народной легенде говорится: «За верную службу батыру Арслану Палкаеву русский царь сказал: «Бери земли столько, сколько сможешь обежать!». Батыр Арслан хотел много, но не добежал - упал и больше не встал. Это место, где умер Арслан Палкаев, местные жители называют «Арслан куагы» («Кусты Арслана»). Эта предполагаемая могила Арслана Палкаева обнесена небольшой оградой из штакетника. Это сделали местные жители в знак благодарности герою за то, что он завоевал ратным трудом эти земли для народа. В 200-300 метрах от этой могилы колодец с деревянным срубом и чистой водой. Здесь же на стенде висят кумганы, кружки для омовения. Местные жители совершают к этой могиле паломничество, как к местной на¬циональной святыне. Содержание этой легенды близко к общеизвестным историчес¬ким фактам. Арслан Палкаев - реальная историческая личность. Он служил сержантом российской армии в Верхнеломовской десятине и жил в деревне Новоселок Ломовского уезда. Вот что говорится в де-сятнях Пензенского края за 1669-70 годы: «...Верстанные солдаты из татар, которые бывают на службе Великих Государей в выборно