Описание
Святитель Васи́лий Вели́кий,архиепископ Кесарии Каппадокийской,церковный писатель и богослов. Один из трёх Каппадокийских отцов церкви , наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом.Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем,убеждённый поборник киновии.
Родился святой Василий около 330 года в Кесарии,административном центре Каппадокии,и происходил из известного рода,славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры.Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений.Его родной дядя был епископом , как, впрочем, и двое братьев- Григорий Нисский и Пётр Севастийский.Сестрой святителя была преподобная Макрина. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе , а закончил его в Афинах,где повстречал и сдружился с Григорием Назианзином.По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте,где они составили подобие монашеской общины.В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь. Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей. Примирившись с Дианием незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия,сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда питал пристрастие. Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных понудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия.В 365 году последний вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг«три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры,так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам.Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии . Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви.Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова.Основная же борьба развернулась за место патриарха антиохийского, на котором Василий-в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия-не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Его здоровье было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых.
Память в Православной церкви
1 (14) января и 30 января(12февраля) - Собор трёх святителей .